На сегодняшний день на рынке присутствуют надувные лодки нескольких видов. Самые «древние» и наиболее привычные для наших рыболовов – лодки из так называемой армированной прорезиненной ткани или попросту «резинки». Натуральных каучуков в составе ткани этих лодок нет – уже давно используются каучуки синтетические, как правило, хлоропреновые (наириты). Поначалу ткань армировалась хлопчатобумажной нитью, сейчас капроновой, хотя были и более «серьезные» варианты: при производстве отдельных образцов лодок для армии предпринимались попытки армирования кевларом. Но чем бы такие лодки ни армировались, намного лучше они от этого не становились. Сама резина имеет срок эксплуатации от силы пять лет. Чтобы лодка «прожила» дольше, необходимо приложить просто неимоверные усилия для сохранения ее «жизнеспособности»: соблюдать оптимальный температурный режим хранения, постоянно пересыпать тальком, следить за тем, чтобы на лодке не оставалась вода, которая может привести к гниению, ну и так далее. Плюс ко всему – довольно сложный ремонт, по сравнению с лодками из ПВХ. В общем – одни недостатки. В России многие используют такие лодки как одноразовые. Купили, съездили на рыбалку куда-нибудь в Астрахань, а потом выбросили. Единственное преимущество – низкая цена.
В последнее время стали появляться лодки, изготовленные доморощенными умельцами из костюмов химзащиты советской армии (ОЗК). Стоит ли говорить о том, что данный материал, мягко говоря, не совсем подходит для изготовления лодок, если конечно их не использовать, исключительно, как укрытие во время химической атаки воображаемого противника. Данная ткань, по нашим сведениям, не производится вообще где-то с 1995 года, но ее стратегические запасы пророчат «изготовителям» наличие оной еще в течение долгих лет.
С началом бурного развития промышленности в Китае, наш рынок буквально заполонили лодки из неармированного ПВХ. Несмотря на обилие рекламы, красивые названия и привлекательный внешний вид, эти лодки практически ничем не отличаются от детских надувных игрушек и матрасов, которые, по сути, являются одноразовыми. И плавание на такой лодке, несмотря на разрекламированное обилие отдельных секций, ничем не безопаснее плавания на упомянутом матрасе, и боже упаси использовать двигатель.
Кроме того, из-за эластичного тонкого материала, лодке не удается придать желаемую жесткость, как и лодкам из прорезиненного материала. Поэтому эти лодки на данный момент практически исчезли с прилавков магазинов, их еще можно встретить разве что где-то в глубинке. Но необходимо отметить, что по сравнению с резиновыми лодками, лодки из неармированного ПВХ все же имеют некоторые преимущества. Они совершенно не требовательны к условиям содержания, кроме того, их значительно легче ремонтировать.
С конца 1980-х, фирма Zodiac начинает производство надувных лодок из армированного поливинилхлорида, или попросту – винила.
Лодки армировались нейлоновой или лавсановой нитью. Новый материал получился гораздо более долговечным, чем резина, нетребовательным к условиям хранения, но на начальном этапе он боялся ультрафиолетового излучения, а также воздействия агрессивных сред. Постепенно, из года в год изготовители добились того, что материал стал устойчивым к воздействию ультрафиолета, морской воды, а также практически устойчивым к бензину и моторным маслам. Это не означает, что на такой лодке можно долго плавать в бензине или масле, но если их быстро стереть после попадания на материал лодки, никаких, даже незначительных повреждений не последует. Единственное, чего ПВХ по-настоящему боится, – это «своих» растворителей – ацетона, этил-, метилацетатов и прочих. Но эти растворители в природной среде не встречаются, не применяются они и рыболовами в процессе ловли, так что на этот счет можно не переживать.
Все же есть один минус: ПВХ по сравнению с резиной меньше эластичен. На этом минусы и заканчиваются. Армированный ПВХ значительно прочнее резины, благодаря чему лодка выдерживает примерно втрое большее давление, чем резиновая. Если на баллон достаточно хорошо надутой лодки встанет человек средней комплекции, баллон прогнуться не должен (кстати, это хороший способ определить, достаточное ли давление в баллонах). Такая жесткость придает корпусу уже совершенно другие качества: дает возможность использовать жесткие лавки, жесткий пол, устанавливать транец под двигатели большой мощности, значительно улучшает ходовые качества судна. Можно сказать, что по части жесткости, многие лодки из ПВХ могут поспорить с лодками, выполненными из алюминия или дерева. ПВХ может храниться в любых условиях, даже в мокром виде. Однако этот материал не «любит» температур выше 90 – 100 градусов и ниже минус 30 -40 градусов. При повышенных температурах, поверхность начинает излишне размягчаться, материал теряет некоторые свойства, а при температуре 150 – 180 градусов он закипает. При пониженных температурах потеря эластичности может привести к растрескиванию материала.
Еще до начала производства лодок из ПВХ, годах в 1960-х, была предложена технология, суть которой заключалась в использовании синтетических каучуков. Самое большое распространение из нескольких разработок получили «хайпалоннеопренткани». В чем плюсы и минусы этой ткани по сравнению с ПВХ? Начнем с того, что если сравнить сопоставимые по характеристикам ПВХ и хайпалон, последний окажется в 3 – 4 раза дороже. Но это единственный минус. Хайпалон значительно лучше защищен от воздействия агрессивных сред, а также в состоянии сохранять свои характеристики в значительно более широком диапазоне температур.
Производители ПВХ-тканей пишут, что их материал сохраняет свои свойства в диапазоне температур от -35 до +70, производители лодок пишут -20 – +60, как бы защищая себя от возможных неприятностей. Хайпалоннеопреновые ткани могут эксплуатироваться при температуре от -50 до +100 градусов. То есть лодки из данного материала гораздо лучше и долговечнее при использовании в условиях экватора и крайнего севера. И последняя разработка – лодки из полиуретановых тканей. Производятся они очень ограниченными сериями. Ткань менее эластична, чем ПВХ или хайпалоннеопрен, при этом значительно более прочна и долговечна.
Но и цена, хоть и несколько ниже хайпалона, значительно выше цены ПВХ. Пока эти лодки широкого распространения не получили, используются они для обслуживания нефтяных вышек в океане, как лодки береговой охраны и т. д. К несомненным преимуществам относится то, что полиуретан гораздо лучше держится на армирующей сетке, чем ПВХ или хайпалон, кроме того, он в несколько раз лучше, чем эти материалы, выдерживает нагрузки на излом, которые возникают при складывании лодки. Теперь о целесообразности применения различных лодок в тех или иных условиях. Если человек рыбачит преимущественно на пруду или озере, и он не может себе позволить приобрести лодку из ПВХ, то в таких условиях вполне можно обойтись резиновой лодкой, естественно, при условии надлежащего ухода и обеспечения необходимых условий хранения. Недостаток резиновых лодок – как правило, в них отсутствует жесткое днище, то есть находиться в ней можно только в сидячем положении.
Лодки из неармированного ПВХ подойдут разве что для поездки на море, чтобы поплавать там в прибрежной зоне, а лучше в бассейне, а по окончании поездки выбросить. Использование таких лодок для охоты или рыбалки не только не доставит никакого удовольствия, но и будет довольно опасным. На лодках из неармированного ПВХ ни при каких обстоятельствах не стоит отплывать от берега на расстояние большее, чем то, которое вы можете преодолеть вплавь, кроме того, лучше не класть в них ничего ценного, так как риск его потерять довольно велик. Ремонтировать такие лодки сервисные центры, как правило, не берутся – материал очень тонкий, и его легко повредить в процессе подготовки к склейке.
Единственный вариант – самостоятельно приклеить латку из детского надувного круга. На данный момент подавляющее большинство рыболовов используют лодки из ПВХ. Эти лодки можно считать оптимальными для наших условий, по крайней мере, если говорить о лодках, встречающихся в продаже. Полиуретановые лодки, насколько мне известно, у нас в продаже пока не встречаются. Что же касается хайпалоннеопрена, то в наших климатических условиях использовать подобные лодки нецелесообразно. Хайпалоннеопрен значительно дороже ПВХ, и приобретая такую лодку, рыболов доплачивает за такие ее свойства, которые для него совершенно неактуальны. На сегодняшний день существует несколько видов лодок из ПВХ. Первый – маленькие лодки, не имеющие жесткого дна. Эти лодки легко переносить, что позволяет ездить на рыбалку на общественном транспорте.
По условиям эксплуатации они близки к резиновым лодкам, но, как уже было сказано выше, они значительно прочнее, долговечнее, не требовательны к условиям хранения, значительно жестче в надутом состоянии. И главное – в подавляющем большинстве случаев такие лодки оборудованы жесткими сидениями, что существенно повышает удобство эксплуатации. Второй тип – гребные лодки с днищем в виде сланей. Жесткости этих сланей вполне достаточно для того, чтобы человек мог встать в случае необходимости. Третий тип – гребные лодки с «навесным» транцем. Несмотря на заверения производителей о возможности использования двигателей мощностью до 3 л. с, на лодке с навесным транцем ни чего кроме электромотора я бы устанавливать не посоветовал.
В противном случае будет возникать огромный дифферент на корму, и о нормальном передвижении можно будет только мечтать. Кроме того, на поворотах такая лодка может как «нырнуть», так и «вылететь» из-под рыболова. Кстати, многие приобретают такие лодки для эксплуатации без двигателя – транец используется для установки крепления эхолота. Следующий тип – лодки со сланевым днищем, рассчитанные на установку подвесного мотора, выпускаются с «нормальным», полноценным транцем и затранцевыми булями. Эти лодки рассчитаны на установку подвесного мотора мощностью до 5 л. с. Некоторые модификации могут двигаться даже в глиссирующем режиме. Встречаются и лодки с жестким днищем, но без киля. Подобные лодки, насколько мне известно, кроме как в Украине, нигде не выпускаются.
По сравнению с надувными лодками, оборудованными сланевым днищем, такая лодка будет несколько лучше вести себя в случае установки двигателя средней мощности, но при этом по управляемости и мореходности будет значительно проигрывать лодкам с надувным килем. Лодки с жестким днищем и без киля встречаются двух разновидностей – с несъемным и со съемным днищем. Первые довольно легко собираются и разбираются, но при этом весьма громоздки в сложенном виде. Сборка/разборка вторых производится со значительно большими усилиями, чем лодок с надувным килем. Дело в том, что когда киль сдувается, образуется прославление ткани, благодаря чему жесткое днище легче извлечь. А если этого прославления нет, придется серьезно повозиться. Следующий и наиболее распространенный тип лодок – лодки с надувным килем. Для рыболовов, использующих двигатели внутреннего сгорания, эти лодки оптимальны.
Благодаря надувному килю, такие лодки имеют высокую устойчивость при движении, в том числе, на поворотах. Кроме того, киль режет волну, благодаря чему передвижение на такой лодке при волнении будет гораздо комфортнее и безопаснее, чем на плоскодонной. Благодаря тому, что киль все-таки упругий, такая лодка при волнении даст фору даже лодкам с жестким килеватым днищем. Плюс ко всему – лодка с надувным килем имеет несколько большую реальную грузоподъемность, чем лодка без киля, благодаря тому, что киль вытесняет дополнительный объем воды. Эти лодки допускают эксплуатацию с двигателями средней и высокой мощности. Выпускаются они практически всеми фирмами, производящими лодки из ПВХ, размеры варьируются в очень широких пределах – от одноместных «малюток» до «кораблей», рассчитанных на установку очень мощных двигателей. На основании всего вышесказанного, вы уже можете остановить свой выбор на каком-нибудь определенном типе лодки, исходя из условий, в которых вы собираетесь эту лодку применять. А в следующем номере мы более детально рассмотрим применяемые для производства лодок ткани и технологии их изготовления, а также методы сборки баллонов из этих тканей.
Александр Поливаров
http://www.rybalka.com/articles/view/292/
>